понедельник, 9 января 2012 г.

Электронные книги в России (итоги 2011 г.)

Электронные книги в России — понять и простить. Итоги 2011 года
Книжный бизнес  представил интересный обзор в первый рабочий день нового года

Некоторые цитаты из материала нового года в PRO-Books ( хотя более интересный первоисточник  Игоря Осколкова лежит  по адресу ):
1. Несмотря на чуть ухудшившиеся продажи в третьем квартале 2011 года, крупнейший поставщик экранов на базе электронных чернил (и не только) E Ink Holdings планирует-таки выполнить своё летнее обещание и поставить за весь 2011 год порядка 25-30 миллионов таких дисплеев. Ну а в 2012-м и вовсе перевалить за отметку в 30 миллионов. При этом в планах компании — увеличить производство дисплеев до 100 миллионов штук в 2016 году.
2. Цены на читалки будут падать, но не только из-за конкуренции между производителями, а скорее по причине того, что их всё активнее будут «поджимать» планшеты. По мнению Digitimes Research, стоимость 10-дюймового планшета будет в среднем составлять $300-400, а 7-дюймового — $200-300. Amazon предположительно уронит цену на Kindle Fire до $150, а младшие модели Kindle и вовсе станут стоить смешные $50.
3. Среди экранов всё так же лидируют 6-дюймовые E-Ink VizPlex и Pearl, с разрешением до 800x600 точек и 16 градациями серого. Где-то сзади плетётся SiPix, ну а совсем недорогие устройства (не планшеты!) всё ещё оснащаются ЖК-экранами разной степени паршивости, в том числе и монохромными. Классическая электронная бумага, конечно, не так плоха, но пользователю подавай цветные картинки с видео, да так, чтобы батарейки надолго хватало. Увы, 2011 год особых сюрпризов не преподнёс. Ни E-Ink Triton, ни Qualcomm Mirasol, ни Pixel Qi, ни Liquavista (купленная Samsung) так и не стали массовыми. Единичные продукты, демонстрационные образцы и грядущие обещания захватить мир — не в счёт. Даже у очень интересной технологии Plastic Logic, которая хотя бы предлагает небьющиеся экраны (бич E-Ink), перспективы пока не очень ясны.
За последний год наметилась ещё одна тенденция — даже недорогие модели ридеров стали оснащаться сенсорными экранами....  Возможно, в 2012-ом нам покажут первые готовые к промышленному производству образцы дисплеев с изменяемым рельефом.
4. Книжные онлайн-магазины будут и дальше развиваться, а вместе с ними и периодические издания. Уже есть и будут создаваться готовые наборы приложений под все платформы: телефоны, смартфоны, ридеры, планшеты, компьютеры, браузеры — да хоть телевизоры. С автоматической закачкой купленного контента, с синхронизацией закладок и пометок, с общей историей и прочими фишками для удобного чтения.
5. Вернёмся к скучным циферкам. Пока что окончательные результаты за весь 2011 год отсутствуют, но уже очевидно, что рынок ридеров в России растёт хорошими темпами — почти трёхкратный прирост по сравнению с первым же полугодием 2010 года. В следующем году читалки и дальше будут набирать популярность, попутно дешевея.
Печально, что почти треть всех ридеров в России — это модели с ЖК-экранами. Почему? Да потому что это, как правило, очень дешёвые устройства с ужасающими дисплеями, низким качеством и слабой функциональностью. Привлекательны они исключительно ценой, в среднем до 3-4 тысяч рублей, а сверху их «подпирают» недорогие планшеты (тоже, надо сказать, та еще дрянь). Если жители крупных городов уже вряд ли позарятся на такое чудо, то глубинка удовлетворится и этим. Хороший современный ридер с E-Ink можно купить минимум за 5 500 рублей. Впрочем, и за большую сумму нередко продаётся откровенная ерунда. Идеальная цена на нормальный 6-дюймовый ридер должна быть не больше $100-130. Можно покивать в сторону Amazon, Barnes&Noble и, с недавних пор, Sony, которые фактически спонсируют свои устройства. Но не стоит забывать, что в Россию их продукция официально не поставляется (разве что Sony только-только начала. — прим. ред.), гарантии нет и контент из их магазинов не очень актуален для большинства россиян. Местные магазины уже пытались или пытаются делать свои ридеры — «АйЧиталка» (которая что тогда, что сейчас стоила ровно столько же, сколько её точные копии под другими брендами) и только появившийся «ЛитРес» Touch. Но спонсировать читалки, похоже, никто не собирается из-за высокого уровня пиратства, которое проистекает то ли из-за менталитета, то ли из-за неидеальности самих магазинов. И если с первым приходится долго и мучительно бороться, с младых ногтей вбивая мысль о том, что за всё надо так или иначе платить, то со вторым на первый взгляд всё очень просто ( читайте далее интересный пример в первоисточнике)
6. ...Задним числом понимаешь, что да, не смогли договориться с правообладателями, есть какие-то тёрки с издателями, где-то нестыковки с законодательством и всё такое прочее. Только это не играет никакой роли, когда человек уже зашёл в поисковик и набрал: «Скачать бесплатно без регистрации и смс». Для сравнения: объём базы «ЛитРес» можно оценить не более чем в 60 тысяч наименований (45 000 по состоянию на апрель 2011 года + по 2000 книг ежемесячно с апреля по декабрь). По «АйМобилко» свежих данных нет (в июне 2010 года было 23 000 электронных книг), а Bookmate признаётся только в наличии более 5000 бесплатных книг. Полулегальный «Либрусек» перевалил за 200 000 томов. У пиратской «Флибусты» (электронная библиотека года, между прочим, по версии РОТОР-2011) — более 180 000 книг, а в Amazon — почти миллион (надо, конечно, сделать солидную скидку на то, что книг на русском языке заведомо меньше, чем на английском). А сколько ещё в Интернете плодящихся аки кролики сайтов-однодневок с легкодоступным контентом? Аудиокниги мы здесь не рассматриваем в силу того, что аудиалов в мире, по разным оценкам, от 10 до 25 процентов.
Ценообразование на электронные книги тоже не совсем прозрачно. (Между делом, знали ли вы, что Amazon платит почти по доллару за мегабайт «бесплатного» для пользователей 3G-трафика и закладывает эти расходы в стоимость продаваемой продукции?) Понятно, что полученные с продаж деньги по какой-то формуле распределяются между правообладателем, издателем, магазином и прочими структурами. Но вот почему за произведения, которые давно перешли в Public Domain, просят заплатить, непонятно совсем. За что? За редакторскую работу? За оцифровку? Ну так классика уже давно переведена в электронный вид, а всё, что издавалось за последние 20 лет, по умолчанию сначала создаётся в цифре, а уже потом печатается. Ладно, не будем плавно скатываться в демагогию.
7.
В любом случае скоро нас наверняка ждёт очередной накал борьбы «бобра с ослом». Традиционные издательства, кажется, начинают паниковать в связи с нарастающим спадом продаж обычных бумажных книг. Как тут не помянуть Amazon, который ещё год назад отрапортовал о победе электронных книг (а в 2011-м подтянулась и музыка). Наши же издательства, помимо обычных исков к онлайн-магазинам (ещё непонятно, кто именно прав), не гнушаются и других методов воздействия (говорят даже о DDoS-атаках на неугодные ресурсы). Доходит до исков к «Яндексу» и Google. А уж как негодовали издатели, узнав о проекте внедрения электронных учебников в школах: «Мы считаем этот проект бесполезным, вредным для здоровья учащихся, популистским по своей сути». Конечно, ведь такой солидный кусок бюджетных денег из-под носа уводят. Ничего, на заседании коллегии Минобрнауки РФ от 27 декабря 2011 года приняли ряд интересных решений.
Вот вроде бы очевидные вещи, про которые говорили уже тысячу раз. Не хотите, чтобы у вас воровали цифровую продукцию? Сделайте так, чтобы даже человеку, не особо разбирающемуся в современных технологиях, было проще, удобнее, дешевле купить у вас и получить качественный товар. Не можете? Тогда извините. Список претензий к книготорговцам и Ко можно продолжать ещё очень долго. Пока их не исправят, нечего ждать победы над пиратами нового века....

Читайте первоисточники, смотрите графики -зависимости. Это интересно для размышлений как жить дальше библиотекам.



Комментариев нет:

Отправить комментарий